Слово участникам

Сергей Максимов

Первый сплав.

Самый сложный, даже с технической стороны, не только, как первый шаг в новый мир, до сих пор ещё ни разу не повторяли мы подобные путешествия. Знакомый довёз нас (Папу, Мишу и меня) на микроавтобусе в район спортлагеря Ёлочка на Кара-Чумыше. В качестве плавстредств было 2 лодки, одно- и двухместная.

Сплав планировалось закончить спустя 3 дня 2 ночи в с. Костёнково, стоящем уже на слившихся воедино Томь-Чумыше и Кара-Чумыше, давших начало р. Чумыш. Обратно задумали вернуться на велосипедах, которые находились на носу папиной одноместной лодки над рюкзаками (справедливости ради нужно сказать, что лодка эта была брезентовая, жууутко старая, вся заклеенная, и размер её всё таки был что-то между одно- и двухместной, можно сказать полтора).

Первые минуты сплава, лично для меня, были незабываемые!

Эйфория от процесса осуществления мечты, так сказать, материализации её прямо на глазах, пьянила и храбрила, спустя минут, наверное, пятнадцать я уже что-то пел, сидя в лодке, и радости не было предела: Чумыш в этом месте – небольшая речка, ещё не загаженная текущим с Тыргана Егосом (река Егос). Сочная зелень береговой травы плавно переходит в темноватую водную растительность, щедро высыпавшую на поверхность водной глади, лопухи кувшинок размерами с ладонь взрослого человека увенчаны желтыми цветами. С веток срываются маленькие прибрежные птички: зимородки, корольки, трясогузки…и прячутся в сплетении тонких стройных ив. Течение плавное, не сильное, но и не слабое, можно, опустив вёсла в воду, наблюдать через борт лодки за тем, что происходит в воде, лишь изредка поправляя веслом разворачивающуюся на отбивных течениях лодку. А, что же за бортом?! В постоянно меняющихся потоках воды придонная трава, длина которой порой больше глубины реки, стелется по дну и, как флаг на ветру, но плавно и куда более изящно, развевается из стороны в сторону так умиротворяюще, что вся суете недельной подготовки и душевных терзаний многих лет уходит в небытие. Из под этой травы, испугавшись надвигающейся громады лодки, в рассыпную «разбегаются» пескари и гольяны.

Первым испытанием был проезд через д. Кара-Чумыш, течение в которой встало, и пришлось «сесть на вёсла».

Увлекшись греблей, не заметили, как река буквально поменялась после впадения Егоса: берега стали пустыми, чёрными без зелени и кувшинок, а над водой теперь длинными, голыми, чёрными стволами нависали лишь ветви тальника. Жизнь, такое чувство, замерла.

Так лодки дошли до места, называемого Белый камень, скорее всего из-за скалы высотой с 3х иногда 5ти этажный дом из, скорее всего, привычного для нашей местности известняка, но не берусь утверждать. О месте этом доподлинно известно, что есть в этой скале пещера, некоторые утверждают, что даже две. В тот раз мы её не нашли, но позже «исследовали».

Пещерка интересная: проход имеет овальную, почти круглую форму, высота его около 120-150 см, по своей длине имеет 2 поворота и одно понижение уровня на примерно на полметра, длинна небольшая, до первого поворота 3-4 шага до второго 4-5, и потом еще 3-4 шага.

После Белого камня реку зажало лесом с двух сторон, берега чёрные и неприветливые, после заходы солнца за невесть откуда взявшиеся тучи, стали просто воплощением кошмаров: стена леса подошла с левой стороны вплотную, шероховатые, черные в отсутствие солнца стволы елей сухими нижними ветками тянулись к воде, земля берега, истоптанная когтистыми лапами бобров с характерными катушками (сходами к воде, как у пингвинов, «на пузе»), уже не дарила иллюзию спасения в случае непредвиденного бедствия, а лишь заставляла чаще работать вёслами. Вдобавок пошёл дождь, но выходов на берег не было и приходилось мокнуть и грести. В папиной лодке воды было уже по щиколотку и она всё прибывала, голод уже туманим разум…. но мы, наконец, нашли более менее доступный берег и пулей выскочили, вытащили лодки, разобрали вещи, развели костёр, поставили палатку, накрыв её полиэтиленом. Обсохнув, согревшись и поев, мы вновь обрели радость существования.

Через некоторое время, а в подобной суете время летит вдвое, а-то и втрое быстрее, дождь прекратился. Был уже ранний вечер, вещи были мокрые – плыть дальше было нельзя. Просушив одежду, решили осмотреть лодки, оказалось в папиной лодке была большая брешь в дне, оттого она и набирала воду, кроме того мы понимали, что в поставленные сроки не укладываемся, было жутко обидно, почти до слёз, мы с Мишей наперебой просили завтра продолжать путешествие, но вердикт был один: завтра ищем дорогу домой!

Вечером поужинали и уже собирались ложиться спать, как папа вдруг сказал, чтоб мы шли, а он подойдёт позже. Как оказалось, он увидел, что ходуном заходили заросли мелкой осины и березы на берегу метрах в 8-ми от нас, нам, понятно, не сказал дабы не пугать, а сам решил встать на защиту, сев у входа в палатку с топотом и ножом, но ночью пришёл спать. Наверное, это гулял лось, он не всегда обходит преграды, а прокладывает себе путь широкой грудью через буреломы и заросли, хотя рассказы о встрече с медведем в этих местах нередки, но всё-таки лучше лось.

Утром была максимально уменьшена материальная база: сожжены старые, ненужные теперь, а использованные в качестве спальных мешков фуфайки и лодка, клеить которую еще раз не хотелось, и просто не было места под новые заплаты. Остальное уложили в рюкзаки и, оседлав велосипеды, поехали искать дорогу домой, которую быстро нашли, т.к. оказывается мы заночевали возле Нижнего Тереша, а там дороги уже знакомые, хотя немного поплутали сначала. Ещё была одна поломка велика, но это уже другая история. ))

Юлия Золотарёва

Памятка по экологической безопасности на маршруте

• Выбирая место для лагеря, следует использовать уже готовые, обжитые стоянки с тем, чтобы избежать еще большего негатив¬ного воздействия на природу.
  • Недопустимо разведение костра под деревьями, особенно под кедрами, у верхней границы леса, распростертые по поверхности смолистые корни могут легко воспламениться и стать при¬чиной низового пожара, потушить который силами группы невозможно.
  • Консервные банки следует тщательно обжечь на костре и сплющить, затем закопать или спрятать между камнями, а еще лучше унести с собой до ближайшего мусорного контейнера.
  • Для костровища необходимо использовать костровой тросик длиной не менее 4 метров. В случае необходимости большой «сушильный» костер разводится только на песчаной или галечной косе либо на месте старого костровища.
  • Заливать костер необходимо в любую погоду, это относится к любому непогашенному костру, встреченному на маршруте.
  • Перед уходом со стоянки весь мусор, в том числе и тот, что был оставлен другими группами, необходимо сжечь. Сжигаются все пищевые отходы, которые привлекают не только птиц, но и грызунов, те, в свою очередь, змей, что в итоге нарушает природное равновесие на данной территории.
  • Не рвите цветы, не беспокойте птиц и зверей, не тревожьте муравейники, не рубите без крайней нужды деревья и кустарники – любое вмешательство в природу не проходит для нее бесследно.
  • Если после вашего ухода стоянка стала чище, чем до прихода, значит, ваш долг перед природой стал меньше!

Иван Олиферчук

О Поднебесных Зубьях

Я – Иван, меня во всех начинаниях поддерживает мой брат – Дмитрий. С самого детства мы очень любим бывать на природе. Любим бывать в лесу, независимо от времени года и погодных условий, любим активный отдых и конечно увлекаемся туризмом.

Я хочу рассказать об одном замечательном месте – горном массиве Поднебесные Зубья, расположенном в Кузнецком Алатау.

В школе мы с братом всегда участвовали во всех туристических мероприятиях и в 2004 году нам от школы дали путёвку на недельный отдых на Поднебесные Зубья. Тогда мы даже не представляли, что это такое. По прибытии на место нас до глубины души поразили красоты пейзажей, которые открылись нашему взгляду. В том первом походе мы побывали в целой сети приютов для туристов, были на пике Дураков, где в июле месяце умудрились поиграть в снежки и просто поваляться в снегу. Мы вдоволь напрыгались по курумнику, накупались в холодных ручьях, получили массу положительных ощущений и решили, что побываем в этих местах ещё неоднократно.

Второй раз мы поехали на Поднебесные Зубья с папой и с нашим другом. Тогда мы побывали на нескольких перевалах, прошли сквозь облака и попали в Золотую долину, где посмотрели множество красивых водопадов и цветов.

Спустя некоторое время был ещё один поход в Алатау. Мы прошли довольно большой круг по берегам рек Казыра и Амзаса, дошли до реки Бельсу и посетили озеро Выпускников, которое располагается у подножья горы Большой Зуб.

Если говорить коротко, то Поднебесные Зубья – это уникальное создание природы, которым можно любоваться бесконечно.

Алёна Ланевская

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ОБЫКНОВЕННЫЙ СКВОРЕЦ.

Предмет: биология (исследование)

Автор: Ланевская Алёна 4 «б» класс, МОУ «Школа №44», город Прокопьевск

Руководитель: Фадеева Светлана Александровна, учитель начальных классов, МОУ «Школа №44», город Прокопьевск

Цель: определить какие виды скворцов прилетают в наши края

Задачи:

• понаблюдать за прилётом скворцов в наши края;
  • узнать к какому семейству относятся скворцы;
  • изучить повадки и их характер

Проблема работы: почему скворцы улетают от нас осенью?

Скачать работу (DOC, 200 КБ)